Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Восхождение на педагогическую Белуху

Финалом конкурса профессионального педагогического мастерства среди студентов ГАГУ стал круглый стол с министром образования и науки Республики Алтай “Образовательная политика глазами молодых”. Репортер Петр Данилов понаблюдал, как на круглом столе министр Ольга Саврасова, жюри и студенты задавали друг другу вопросы, ответы на которые можно искать еще несколько лет. 

Успех круглому столу с министром предрекала даже грамотная расстановка мебели  в Библиотечно-издательском центре университета, на площадке которого проходило мероприятие. Столы для участников были расставлены не совсем круглым образом, но буквой П. С одной стороны буквы пять мест для членов жюри, с другой стороны пять мест для студентов - участников конкурса, на перекладине буквы - место для Ольги Станиславовны Саврасовой и модератора. 

Правильная рассадка участников - залог хорошего общения. А то бывает: иногда мероприятие назовут “круглым столом”, а в реальности из-за мебельно-архитектурного фактора пара начальников сидит в президиуме, а остальные участники сидят перед ними как перед лекторами. В итоге картина напоминает заседание партийно-хозяйственного актива, продуктивный диалог тормозится.

Еще перед началом круглого стола с министром ощущалось, что дух события будет хорошим, почти праздничным. В качестве зрителей одним за другим подходили деканы факультетов ГАГУ. Подошел Владимир Кыров, недавно назначенный исполняющим обязанности директора физико-математического факультета и инженерно-технологического института. Институт является правопреемником факультета, который в 1997 закончила министр Ольга Саврасова. Подошли праздничные проректор по учебной работе Татьяна Куриленко и начальник учебно-методического управления Татьяна Дербенёва, которые и придумали весь этот конкурс профессионального педагогического мастерства.

Модератор круглого стола Никита Сафонов заранее за кулисами объяснил, что для обеспечения равенства возможностей команды студентов будут общаться с жюри и министром по очереди. Выступающие вторыми и третьими не смогут подглядеть приемы и методы первых и успеть что-то скопировать для своего выступления. Поэтому после жеребьевки очередности выступлений все студенты покинули помещение и в качестве зрителей в зале осталась только немногочисленная группа деканов и других топ-менеджеров ГАГУ. Был объявлен регламент выступлений: по десять минут командам и по несколько минут на взаимные вопросы и ответы участников круглого стола. 

Выступать первыми выпал жребий команде историко-филологического факультета в составе Кирилла Белецкого, Алексея Жукова, Александра Рябинина, Елены Савченко и Алисы Субботины. Они удивили с ходу -  раздали перед началом выступления всем членам жюри и министру специально отпечатанные буклеты. В них были имена участников команды факультета и содержание выступления команды по теме круглого стола “Трудоустройство выпускников Горно-Алтайского государственного университета в образовательных организациях Республики Алтай”. В буклете все было разложено по полочкам: факторы трудоустройства выпускников, проблемы и предлагаемые пути решения. Стало понятно, что эта команда подготовилась фундаментально.

Мало того, у студентов этой команды в руках были бумаги, по всей видимости, с тезисами их выступлений. Раздавший буклеты Александр Рябинин начал речь по написанному тексту, в котором сразу промелькнуло заявление, что ГАГУ - это кузница педагогических кадров для региона. Этот словесный штамп середины двадцатого века в мире современных технологий звучит не так эффективно, как ранее. Сложновато найти абитуриента или студента, который бы думал про себя: “Я - кадр, и я хочу в кузницу”. Как-то по другому молодежь нынче думает о возможностях работы педагогом на своей малой Родине. Круглый стол обещал помочь разобраться, как именно думает молодежь. 

Одной из проблем трудоустройства выпускников ГАГУ в образовательные организации Горного Алтая студенты историко-филологического факультета назвали “нежелание работать в школе из-за низкой зарплаты и непрестижности профессии”. В качестве аргумента студенты ссылались на данные собственного опроса о зарплатах в школах: “Мы хотели собрать реальные данные”. По их словам, цифры реальных зарплат в школах, по крайней мере у молодых специалистов, “разбегалась” с рекламной информацией.

Елену Савченко вопрос денег интересовал в конкретном аспекте. Будучи студенткой, она уже работает в школе и не понимает: почему ей не дают выплаты, полагающиеся молодым специалистом. Министр пояснила студентке, что юридическое право на такие выплаты возникнет после получения диплома. А пока Елена работает в школе не как молодой специалист.  Ольга Станиславовна сообщила и приятную информацию: дополнительные выплаты молодым педагогам будут происходить в течение пяти лет, а не трех, как ранее.

Представитель жюри поинтересовался, как студенты относятся к идее распределения выпускников. Представитель команды студентов ответил, что как молодой специалист готов быть распределенным куда угодно, если ему как учителю будут платить высокую зарплату. “А как же любовь к делу? А как же призвание?” - интересовался представитель жюри. “Призвание на хлеб не намажешь”, - отвечал студент.

Диалог жюри и министра с первой командой получился самым длительным, так что для следующих команд модератор был вынужден более жестко контролировать регламент. Говорили о необходимости закрепления за будущими педагогами наставников для оказания методической и практической помощи - и сразу же вырисовывалась проблема мотивации педагогов быть бесплатными наставниками для молодежи. Студенты предлагали увеличить длительность педагогической практики, но это был вопрос не к региональной власти, а проблема содержания образовательных программ, по которым работает сам университет. Список предлагаемых путей решения проблем трудоустройства от команды факультета был велик. Министр и члены жюри разъясняли студентам, что работодатели (образовательные организации региона) на самом деле хотят, чтобы к ним приходили готовые к работе учителя. Трудоустройство - это еще и рынок, а не только вопрос благих пожеланий, например наставничества.

Второй выступала команда психолого-педагогического факультета по профилю дошкольного образования в составе Анастасии Гориновой, Индиры Умурзаковой, Веры Барковой и Ксении Коваленко. Бумажек у них не было, концепция выступления этой команды строилась на том, что каждая участница задала жюри и министру по одному проблемному вопросу. “Трудоустройство нам гарантировано”, - сразу же заявили студентки и стали задавать вопросы о перспективах материально-технического оснащения детских садов в Республике Алтай. Для работы педагогом в дошкольном образовании недостаточно “детского горшочка и носового платочка”, заявили они и заговорили об интерактивных досках и сенсорных полах. Спрашивали: могут ли в детских садах появиться такие же “точки роста”, как в школах.

Также студентов интересовали вопросы наставничества в детских садах - возможно ли оно, как в школах? Ольга Саврасова, улыбаясь, отметила, что предыдущая команда считала, что в школах дефицит наставничества. 

Студенты задавали вопрос о социальном жилье, рассказывали, что, согласно их опросу, только 30% студентов собирается работать по профессии. Министр рассказывала, что в отдаленных селах шести муниципальных образований правительство уже закупало квартиры для педагогов. По поводу интерактивных досок для дошколят Ольга Саврасова отметила, что все новые детские сады в Республике Алтай технологически укомплектованы неплохо. При этом современным детям и так хватает в жизни гаджетов, хорошо, если в детских садах останется место для живого взаимодействия и игр.

В целом из диалога со второй командой получилась небольшая пресс-конференция министра образования и науки Республики Алтай эксклюзивно для будущих дошкольных педагогов. Интонации диалога были наидобрейшими. 

Третьей по очереди выступала вторая команда психолого-педагогического факультета по направлению подготовки “Физическая культура и безопасность жизнедеятельности” в следующем составе: Расул Акунов, Инна Ошлокова, Марина Черепанова, Арчын Юлуков. Зрительные места в зале постепенно заполнялись участниками уже выступивших команд.


Потенциальные педагоги по физической культуре обошлись без электронной презентации, сразу же заявив, что по их направлению с трудоустройством проблем в регионе нет, потому что помимо школьных учителей есть возможность работать тренерами в спортивных организациях и еще во множестве мест спортивной индустрии. 

Одной из основных проблем студенты этой команды обозначили отсутствие работы с детьми с ограниченными возможностями, которых в школах немало. Прозвучало: “Мы не знаем, как с ними работать”. В ходе диалога со студентами министр отметила перспективы снижения бумажной нагрузки на современных учителей. Разгрузить учителя от обилия бумаг не получается в части воспитательной работы, например при контроле девиантного поведения. И в работе с детьми с ограниченными возможностями прогресс неизбежен, ведь еще десяток лет назад не было и стандартов работы с такими детьми, а теперь они есть. Даже пандемия, по мнению Ольги Саврасовой, помогает развитию новых компетенций. Современный студент становится более “продвинутым”, потому что сам побывал в роли обучаемого дистанционно и осваивает обучение с использованием электронных средств.

Команда естественно-географического факультета в составе Юлии Артамоновой, Светланы Петуниной, Ангелины Макарюк, Оксаны Титовой и Александры Греченюк сделала акцент на электронной презентации. Представитель команды четко перечислила видение причин и проблем, влияющих на трудоустройство и престиж профессии педагога: высокая ответственность за жизнь детей, низкая психологическая устойчивость, общественное мнение о качестве подготовки бакалавров, низкая заработная плата и др. С отсылкой на законы философии спикер команды заметила, что форма влияет на содержание, современный учитель должен хорошо выглядеть внешне. Чуть ли не подразумевался контекст: если нет денег выглядеть хорошо, то о чем мы тут вообще говорим?


Презентация закончилась, и в воздухе повисла пауза. Вопросов у жюри к команде не возникло. Выступление команды получилось в формате “мы вас проинформировали”. Или “мы вас предупредили”. Разговор не состоялся.

Стало казаться, что никакая другая команда не сможет бросить вызов содержанию и качеству выступления историко-филологического факультета. 

В команде физико-математического и инженерно-технологического института, выступавшей предпоследней, были Дарина Анакова, Владислав Соёнов, Алёна Клешёва, Алексей Кошелев и Владимир Техтиеков. Последнему и было доверено начать выступление, которое Владимир начал, зачитывая по бумаге тяжелоподъемные словесные конструкции. Потом звучали цифры, формулировались проблемы, контент был подан системно и глубоко, все казалось привычным и понятным. Но в финале команда ФМИТИ заявила жюри и министру: “Мы готовы ответить на ваши вопросы”. Жюри оживилось: ого, это первая команда, которая предлагает им задавать вопросы! И началось интервьюирование в обратную сторону по сравнению с командой психолого-педагогического факультета, которая немного ранее задавала вопросы.


В частности, члены жюри интересовалось мнением студентов о том, какими мерами можно поднимать престиж профессии педагога в регионе, если не говорить о размерах заработной платы. Ответ был в духе - надо снимать кино об учителях.

Последними по жребию выступала команда факультета алтаистики и тюркологии (ФАТ). Она оказалась самой многочисленной. Карина Мандаева, Байсура Белеева, Зарина Шукакова, Байана Кергилова, Денис Арчанов, Альмира Сатаева - шесть человек; одной участнице не хватило места за круглым столом, и она стояла.


Зачин у команды ФАТ оказался оригинальным. В презентации они первым делом сообщили базовые сведения о своем факультете, по каким специальностям идет подготовка  - как будто бы вводили в контекст.  Еще это было похоже на вежливое знакомство.

Интересными оказались результаты опроса выпускников факультета. Из 15 выпускников одного года учителями в Республике Алтай стали работать два человека. Еще семь работают по другим специальностям, один в армии, три в декрете, один пошел учиться далее. При этом на тот момент в Республике Алтай имелось 20 вакансий учителей алтайского языка, но из выпуска учителями в конкретный год пошли работать  два человека. Один из семи.

Для лучшего трудоустройства выпускников факультета студенты предложили ввести в школах Республики Алтай изучение китайского языка наравне с английским. Говорили о дефиците количества часов преподавания алтайского языка в школах.

В отличие от учителей физической культуры и педагогов дошкольного образования, участники команды ФАТ сделали особый акцент на то, что им не гарантированы рабочие места в школах региона. Выпускников, по их словам, берут преимущественно на временную подработку, для подмены других педагогов. Педагоги пенсионного возраста в районах республики не спешат отдавать свои рабочие места им, молодым. Это заявление было сделано с изумительной алтайской деликатностью и политкорректностью: “Мы так не говорим, но так и есть. Мы все из районов, мы знаем ситуацию”.

Так и запишем -  студенты факультета алтаистики и тюркологии ГАГУ официально не говорили, что учителя пенсионного возраста в районах Республики Алтай не отдают молодежи свои рабочие места в образовательных организациях.

Жюри не согласилось со студентами, что количества часов алтайского языка в школах регионов мало. Говорили, что есть еще часы внеурочной деятельности, которые, большей частью идут на подготовку к ЕГЭ. Но алтайские девушки с факультета алтаистики и тюркологии негромкими голосами все равно утверждали, что часов алтайского языка в школах так мало, что они как учителя не успеют даже смотивировать детей изучать алтайский язык.   

На этой дискуссионной ноте разговоры о трудоустройстве выпускников Горно-Алтайского государственного университета в образовательные организации Республики Алтай на круглом столе и завершились. Жюри ушло в другое помещение голосовать.


Кстати, организаторы конкурса в ГАГУ рассказывали, что эти шесть человек в жюри -  методист Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай Татьяна Васильевна Соловьева, учитель физической культуры Республиканского классического лицея Евгений Айасович Кокпоев, главный специалист Центра непрерывного повышения педагогического мастерства Наталья Михайловна Унатова, методист кафедры алтайского языка и литературы Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай Ильдар Михайлович Емендеев, учитель математики Республиканского классического лицея Любовь Сергеевна Первутинская, учитель географии Кадетской школы № 4 г. Горно-Алтайска Елена Леонидовна Турянина - в частном порядке благодарили сотрудников университета, что их пригласили судьями в конкурс.

Когда пришло время подводить итоги круглого стола, первой выступила Ольга Станиславовна Саврасова. “Услышала от ребят, что такие мероприятия нужны. Безусловно, нужны. Более того, Татьяна Николаевна, (в этом месте министр обратилась к проректору по учебной работе Татьяне Куриленко) мы, наверное, рассмотрим вопрос, чтобы участников этого конкурса привлекать в качестве посетителей или в качестве отдельного жюри на конкурс недели педагогического мастерства, когда выступают опытные учителя”.


Кроме того, министр напомнила и разъяснила участникам конкурса, что санитарные правила и нормы ограничивают количество часов преподавания в школах. По ее словам, все педагоги регулярно сетуют, что мало выделяется часов на их предмет, но есть ограничения: 18 часов у первоклассников и 37 часов у одиннадцатиклассников. 

“Отсюда и умение самого учителя в рамках и урочной работы, и внеурочной работы, когда ты просто работаешь с классом по доброте своей душевной, - сказала Ольга Саврасова. -  Потому что ты хочешь этого делать, потому что у тебя есть потребность к этому, когда ты ведешь кружки и по физике, и по математике, и по алтайскому языку, и по географии и т.д., ходишь в походы и очень умело реализуешь профессиональные технологии, о которым мы с вами говорили”.

По словам министра, в 99% случаев молодые специалисты, приходя в школу, накладывают на свое преподавание стереотипы и клише того учителя, у которого они сами учились. “Как нас учили - так и мы начинаем учить, забывая в большинстве случаев о профессиональных технологиях, основах педагогики и психологии, возрастной физиологии, которые должны способствовать вашим профессиональным навыкам и качествам, - заявила министр участникам конкурса. - Вот на это хотела обратить ваше внимание”.

“Всем желаю удачи! Получила сегодня колоссальное удовольствие от взаимодействия с вами, от вопросов и ответов”, - сказала Ольга Саврасова под конец своего напутствия.

Пока жюри продолжало считать баллы, перед участниками конкурса выступил и.о. ректора ГАГУ Виталий Недельский. “Вы читали произведение Стругацких, где главным героем является учитель? У него сын был лидером новых хиппи, - обратился к участникам конкурса Виталий Недельский. -  Для меня лично человек, который описан в романе, - это настоящий учитель. Это человек, который смотрит в глубь вещей, которому интересно передавать знания людям и учиться вместе с ними. И что очень важно: в романе как раз описан разрыв поколений. В романе молодое поколение разговаривает совершенно на другом языке”.

Речь шла о последнем романе братьев Стругацких “Отягощенные злом, или 40 лет спустя”.


“Вы не сможете дать детишкам старые педагогические практики, - заявил Виталий Недельский участникам конкурса. - Вы сами молодые, но детишки - это еще одно поколение. Как освоить искусство разговаривать с ними на одном языке? Вызывать у детей интерес и понимать, о чем они думают?  И при этом не заигрывать, потому что учитель должен быть авторитетом. Учитель должен вызывать уважение”.

Завершая выступление, и.о. ректора ГАГУ порекомендовал участникам конкурса представить, как будет происходить школьный урок через 20 лет и какие педагогические технологии будут при этом реализовываться.

Возможно, что кто-то из студентов - участников конкурса через 20 лет будет в самой подходящей форме, чтобы взойти на свой личный педагогический Олимп. Или на свой педагогический Эверест. Да что далеко ходить - на свою педагогическую Белуху. В любом случае, тренироваться в педагогическом мастерстве студенты ГАГУ уже начали.

Пришло жюри и приступило к объявлению победителей. Потом Татьяна Владимировна Дербенева объявила, что в следующем году конкурс профессионального педагогического мастерства среди студентов Горно-Алтайского государственного университета будет проведен снова. 

Желающие и прозорливые могут уже начинать готовиться.

Ссылки по теме:

Конкурс профессионального педагогического мастерства завершится встречей с министром Ольгой Саврасовой

Шесть команд студентов начали соревноваться в конкурсе

Завершается подготовка к конкурсу

ГАГУ запустил конкурс профессионального педагогического мастерства

Фото: Алёна Явтушенко


Просмотров: 1118