Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Педагогические династии ГАГУ

Ботаник будет хорошим
ботаником только тогда,
когда сохранение флоры Горного Алтая
станет делом его жизни.

Е.Ф. Ким

Мы продолжаем рассказывать о педагогических династиях ГАГУ. Этот выпуск о жизни и научной деятельности Евдокии Фёдоровны Ким и её дочери Альбины Алексеевны Темербековой– семейной династии, воспитавшей не одно поколение биологов и математиков.

Евдокия Фёдоровна Ким (Старкова) –доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и фитофизиологии. Евдокия Фёдоровна проработала в Горно-Алтайском государственном университете 45 лет. Она внесла большой вклад в развитие научных исследований, связанных с изучением родиолы розовой (золотого корня) и природоохранной деятельности флоры Республики Алтай и сопредельных регионов.

Е.Ф. Ким родилась в 1937 году в селе Максы Рязанской области. В городе Чаплыгине Липецкой области она закончила зоотехнический техникум, затем заочно обучалась в Воронежском сельскохозяйственном институте. В 1962 году Евдокия Фёдоровна поступила в Горно-Алтайский государственный педагогический институт, после его успешного окончания стала ассистентом, а затем старшим преподавателем кафедры ботаники ГАГПИ. В 1975 году Е.Ф. Ким окончила аспирантуру при Центральном сибирском ботаническом саде СО РАН в городе Новосибирске и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Эколого-биологические основы интродукции родиолы розовой – Rhodiolarosea L. (сем. Crassulaceae) в предгорьях Алтая». В 1978 году её избрали заведующей кафедрой ботаники и фитофизиологии, где она проработала до 2003 года, возглавляя доверенное ей структурное подразделение целых пять сроков – 25 лет. Итогом многолетней работы в вузе стала докторская диссертация на тему «Родиола розовая (золотой корень) сем. толстянковых и биологические основы введения ее в культуру», которую Евдокия Фёдоровна защитила в 1999 году.

Альбина Алексеевна поделилась своими воспоминаниями из детства:

«Мои родители, Алексей Михайлович и Евдокия Фёдоровна, встретились в Воронеже. После того, как папа закончил Воронежский сельскохозяйственный институт, его по распределению отправили работать в Алтайский край, а там молодой семье предложили поехать в Горно-Алтайскую автономную область, в село Улаган, где остро стоял вопрос дефицита ветеринарных врачей. Через некоторое время семья перебралась в Горно-Алтайск, где мама поступила в Горно-Алтайский педагогический институт, а отец занимался важной для региона работой – был главным ветеринарным врачом области. С такой ответственной работой он совмещал преподавательскую деятельность в ГАГПИ, делился своим профессиональным опытом с будущими специалистами. Мои родители были увлеченными своей профессией людьми. С детства в меня вкладывали правильное отношение к жизни, умение трудиться и добиваться поставленных целей.

С маминой областью интересов и её работой я связана с детства. Меня брали на агростанцию во время полевых практик студентов-биологов. Необъятная территория, которую курировала заведующая кафедрой, была разделена на деляны. Всё было подписано и находилось в безукоризненном состоянии. Хорошо помню деревянные павильоны со стеклянными окнами, микроскопы, стекла и стеклянные чашки Петри, которые я с интересом рассматривала и изучала, пока мама проводила практические занятия. Воспитывая во мне биолога, она старалась привить интерес к ботанике и фитофизиологии, развить мои способности в хорошо знакомой ей области. Как настоящий педагог она предоставила мне право самостоятельного выбора будущей профессиональной деятельности.

Мне хорошо заполнился один случай из детства. Однажды мама очень сильно задержалась на работе, и мы с отцом поехали её разыскивать. Подъехав к университету, мы увидели, что в здании свет горит только в одной аудитории. На входе в университет нам сказали, что в здании никого нет, но один ключ всё же был до сих пор не сдан. Мы с отцом поднялись на третий этаж, по тёмным коридорам дошли до аудитории и заглянули в неё: у доски стояла преподаватель и рассказывала студенту материал по вопросам экзаменационного билета. Когда мы уже возвращались домой, я спросила у мамы: «Какую оценку получил студент за экзамен?» На что мама ответила: «Конечно же, удовлетворительно. Но просто так я не могла её поставить, так как студент ни на один вопрос из билета ответа не знал, поэтому пришлось ему рассказать». Вспоминаю эту историю и понимаю, что именно такие преподаватели, обладающие высоким чувством ответственности и справедливости, востребованы. Она очень любила свою работу, была ей самоотверженно преданна и посвятила ей всю свою жизнь».

Евдокия Фёдоровна посвятила свою научную деятельность окультуриванию дикорастущего растения – золотого корня (родиолы розовой). Много ездила по научным экспедициям и полевым практикам со студентами. Отстаивая свои идеи, посвященные важной для региона проблеме – сохранению биоразнообразия Горного Алтая, она не боялась выступать с докладами, тезисами, публикациями в любых аудиториях на любых уровнях. В 2000 году вышло известное учебно-методическое издание Е.Ф. Ким и Е.Н. Гришиной «Методические рекомендации по выращиванию родиолы розовой (золотого корня) в предгорье Алтая и сопредельных областях», вызвавшее большой научный и практический интерес не только среди отечественных, но и зарубежных ученых-биологов.

Давая наставления молодым исследователям, Евдокия Фёдоровна говорила: «При выборе темы исследования, нужно исходить из проблем региона, чтобы был смысл в работе. Ботаник будет хорошим ботаником только тогда, когда сохранение флоры Горного Алтая станет делом его жизни».

За успехи в учебной, научной и общественной деятельности Евдокия Фёдоровна была многократно награждена благодарственными письмами и почётными грамотами института и университета, Почетной грамотой просвещения РСФСР, нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования Российской Федерации». Она оставила после себя огромное количество научных работ и методических разработок, но главный результат её многолетней работы – это новое поколение биологов. Сегодня ученики Евдокии Федоровны Ким –успешные преподаватели университета, учителя школ, представители организаций, осуществляющих природоохранную деятельность не только в нашем регионе, но и за его пределами. Они продолжают дело своего учителя по исследованию и сохранению растений, находящихся на грани исчезновения.

Евдокия Фёдоровна ушла из жизни в 2018 году. Её жизнь – яркий пример беззаветного, преданного служения университету и делу воспитания молодого поколения. Её уважали руководство вуза, коллеги и студенты за объективный и добросовестный подход к решению всех задач, неравнодушное отношение к людям и обостренное чувство ответственности за дело, которым она занималась.

Альбина Алексеевна Темербекова (Ким)–доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, физики и информатики ГАГУ. Альбина Алексеевна работает в нашем университете с 1992 года. За это время она воспитала несколько поколений учителей и преподавателей.

Альбина Алексеевна о своём профессиональном пути:

«Свою профессиональную педагогическую деятельность я начала секретарем комсомольской организации Кузнецкого металлургического техникума в городе Новокузнецке Кемеровской области. Деятельность, связанная с воспитанием подростков, была ответственной и интересной. Мои воспитанники были младше меня на 3 - 4 года, и это требовало немалых усилий и выдержки в организационно-педагогической работе. Затем более двух лет я работала воспитателем в детском саду Чойского мясомолсовхоза. Первой школой, где я проявила свои педагогические способности в качестве учителя математики, была городская школа № 6 (ныне МБОУ Лицей № 6 г. Горно-Алтайска), где мне посчастливилось проработать пять лет.

Заметив мои педагогические способности и узнав о методических наработках, в 1990 году мне предложили должность ассистента в Республиканском институте повышения квалификации, а затем я стала старшим преподавателем кафедры физики и математики. Мои научные интересы реализовывались и в Республиканском классическом лицее, где я возглавляла кафедру физико-математических дисциплин и осуществляла профильную подготовку лицеистов к поступлению в вузы с 1992 по 1998 год. В это же время я совмещала обучение в аспирантуре в Институте образования Сибири, Дальнего Востока и Севера по специальности «Общая педагогика» (г. Томск)».

Альбина Алексеевна работает в нашем университете больше 30 лет. За это время она прошла путь от ассистента до профессора кафедры. В 1996 году ей была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук. С 2001 по 2004 год А.А. Темербекова обучалась в докторантуре Томского государственного педагогического института, в Институте теории образования по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», а в 2010 году защитила докторскую диссертацию по теме «Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования» по специальности «Теория и методика профессионального образования».

В настоящее время Альбина Алексеевна – профессор кафедры математики, физики и информатики ГАГУ. Учебные дисциплины А.А. Темербековой поддерживаются подробными рабочими программами. Её студенты имеют полную информацию о предмете и методических материалах, умеют организовать самостоятельную работу по предмету. В свою учебную работу преподаватель внедряет современные технологии обучения, а также развивает работу в области методики преподавания математики.

Альбина Алексеевна руководит магистрантами, аспирантами Горно-Алтайского государственного университета, среди которых есть уже действующие преподаватели, является членом диссертационного совета на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в Национальном исследовательском Томском государственном университете. Также с целью обмена опытом в международной деятельности она осуществляет научное консультирование зарубежных докторантов по выполнению докторских диссертаций.

Под её руководством успешно работает региональная научная школа «Развитие образовательных систем малого региона на основе компетентностного и аксиологического подходов», которая объединяет исследователей в системе образования. Альбина Алексеевна – председатель экспертного совета регионального центра «Алтай. Сириус», который занимается развитием математического образования в Республике Алтай, осуществляя педагогическую деятельность с одаренными детьми.

Профессор А.А. Темербекова имеет более 800 научных публикаций разного уровня. Она отмечена благодарственными письмами и почетными грамотами вуза, Министерства образования и науки Республики Алтай и Российской Федерации, Почётной грамотой Государственного Собрания Эл-Курултай Республики Алтай, является лауреатом Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере», имеет звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

В завершение беседы Альбина Алексеевна рассказала: «Примером во всем являются мои родители. Они вложили в меня любовь к выбранной профессии, верность своему делу, научили уважать и сохранять семейные традиций. Требовательность и доброта, внимание и чуткость как главные профессиональные качества, которыми обладали мои родители, являются моими главными жизненными ориентирами».

Софья Тудашева, Медиацентр ГАГУ


Просмотров: 447