Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Их фамилию знает каждый в ГАГУ: семья Табакаевых

Основание классического университета в Горно-Алтайске, развитие психолого-педагогического факультета, интеграция Горно-Алтайского педагогического училища с ГАГУ, создание молодежного проекта «Твой друг МАЙЛО", победителя Всероссийского конкурса, — это все заслуги одной семьи. Фамилию Табакаевых знают не только в ГАГУ, но и по всей России. Предлагаем более подробно познакомиться с историей этой выдающейся семьи.

Юрий Васильевич Табакаев - первый ректор ГАГУ.

«С детства я собирался стать военным, - рассказывает Юрий Васильевич. – В 1964 году закончил Горно-Алтайское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов» и сразу поступил в Омское высшее общевойсковое командное училище им М. В. Фрунзе. После его окончания в 1968 году был направлен на службу в южную группу советских войск, которая располагалась на территории Венгрии. Тогда у меня уже была жена, Нелля Афанасьевна, и дочь Маринка. В Венгрии было тепло, около нас росли маковые поля. Было одно удовольствие смотреть, как Марина в 4 года забегала в эти поля в своем детском платьице, - улыбаясь, вспоминает Юрий Васильевич. - А потом мы попали в "Чехословацкие события". Я получил травму, из-за этого - инвалидность второй группы, и меня демобилизовали. Полгода лечился, потом душевно страдал, потому что страшнее безделья ничего нет».

«Летом Неллю Афанасьевну поставили руководить пионерлагерем «Космос». Она говорит: «Слушай, давай в лагере физруком поработаешь». Я с удовольствием согласился. Как раз была эпоха военно-патриотического воспитания. Я с ребятишками играл в военные игры, флаги прятал, а они искали по зарослям с огромным удовольствием», - со смехом поделился Юрий Табакаев.

Юрия Васильевича пригласили военным руководителем в школу № 1, затем он возглавил отдел военно-патриотического воспитания в Горно-Алтайском обкоме ВЛКСМ. В 1972 году начал работать в Горно-Алтайском педагогическом институте лаборантом кафедры марксизма-ленинизма, а через полгода - старшим преподавателем на этой же кафедре. Работая в институте, Ю.В. Табакаев заочно учился в Уральском государственном университете на философском факультете.

Юрий Васильевич рассказал, как он прошёл путь от лаборанта до первого ректора ГАГУ.

«Так сложились обстоятельства. Армейская закалка, которую я получил в военном училище, и два года на службе офицером заставляют добросовестно относиться к должностным обязанностям. Поэтому по инерции я так и делал. После аспирантуры в 1980 году меня назначили деканом ИФФ. И за год я сделал историко-филологический факультет лучшим в институте по всем показателям. После этого меня назначили проректором по учебной работе. В 1990 году ректор ушел. Как раз началась эпоха демократии, и у нас одних из первых проходили выборы ректора. К выборам я как-то несерьезно отнесся. Все потому, что мы тогда с Неллей Афанасьевной взяли путевку в Италию. Путевка была уже на руках, а тут коллеги приходят и говорят: «Слушай, мы решили тебя ректором избрать». Я думал, шутка, смеюсь и говорю: «Избирайте, только меня не будет». Мы и уехали, две недели провели в Италии, получили столько положительных впечатлений! Приезжаем, и мне говорят: «А ты где? Работать же надо! Ты третий день ректор». Вот так и стал работать».

Преобразование ГАГПИ в Горно-Алтайский государственный университет.

«В СССР была система: каждое ведомство имело свою сеть профессиональных учебных заведений, - объясняет Юрий Васильевич. - Например, министерство здравоохранения - медицинские вузы, министерство просвещения - педагогические вузы. К чему это приводило? К тому, что педагогический вуз не мог открывать специальности, не свойственные для образования. Мы готовили только учителей. Разные специалисты приезжали в нашу республику по распределению из других регионов. В 90-е годы, когда разделение исчезло, я понял, что мы можем остаться без специалистов. Нужно было переводить вуз в ранг классического университета и переходить в другое министерство. Что и позволило нам открыть новые специальности».

К 1992 году началось подписание договоров между центральной властью и регионами. И в 1993 году по инициативе Юрия Васильевича Табакаева ГАГПИ был преобразован в Горно-Алтайский государственный университет.

«Преобразования в образовании — это очень кропотливый и длительный процесс. В среднем требуется 9 лет, чтобы подготовить кандидата наук, и в общей сложности 15 - 18, чтобы подготовить доктора наук. Это очень длинная история. Нам удалось подготовить большое количество своих докторов наук. Когда я только стал ректором, у нас было 80 кандидатов наук и ни одного доктора. А к 2005 году удалось сделать так, чтобы работало 240 кандидатов наук и 30 докторов наук. Мы проводили очень обширную исследовательскую работу в республике и взаимодействовали со многими вузами и научными учреждениями других стран (Гентский университет Бельгии, Канзасский университет США, вузы Монголии и др.). Кроме того, очень важно было создать настоящий коллектив и удержать преподавателей в вузе. Поэтому с целью закрепления научных и педагогических кадров я придавал большое значение жилищным вопросам, в связи с чем инициировал строительство 56-квартирного дома и частное строительство. Так, вокруг агробиостанции активно осваивались земельные участки, на которых преподавателями построено более полутора сотен домов. При этом университет оказал существенную помощь в решении инфраструктурных проблем. Из-за этого в том числе, и не было утечки кадров. Я с большой теплотой вспоминаю наш дружный коллектив, каждого педагога и проректоров, с которыми я работал. Хотелось бы особо выделить В.П. Долговых и М.Т. Польникова. Это очень ответственные и добросовестные люди, знающие свое дело», - добавил Юрий Васильевич.

Под руководством Юрия Васильевича университет приобрел статус классического и начал активно развиваться: были открыты новые специальности и факультеты, улучшился качественный состав педагогических кадров и материальная база вуза, были созданы музеи, лаборатории, центры. «Развитие Горно-Алтайского государственного университета было одной из важнейших целей моей жизни. Я стремился сделать так, чтобы ГАГУ стал центром научной, культурной и общественной жизни Республики Алтай», - отметил Ю. В. Табакаев.

Юрий Васильевич - почетный гражданин г. Горно-Алтайска и Республики Алтай, Заслуженный работник высшей школы РФ, Почетный работник высшего профессионального образования России, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», орденом «Таҥ Чолмон».

Нелля Афанасьевна Табакаева - заслуженный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Горно-Алтайска. Она способствовала сотрудничеству Горно-Алтайского педагогического училища с ГАГУ.

«С Неллей мы познакомились еще детьми, когда нам было по 14 лет, - вспоминает Юрий Васильевич. - Оба поступили в педагогическое училище. И так нашли друг друга. Когда закончили училище, я поехал служить, а она - работать учителем начальных классов в село Верх-Бийск. Мы вступили в брак в 1964, а оформили его в 1965. И 13 марта, за день до моего дня рождения, у меня родилась дочь. Такой подарок мне на день рождения».

Нелля Афанасьевна с 1980 года работала учителем истории, затем директором школы № 1. А в 1985 году была назначена директором Горно-Алтайского педагогического училища.

«В 90-е годы получилось, что я ректор, а Нелля - директор педучилища, - рассказывает Ю.В. Табакаев. - Мы решили облегчить судьбу молодым учителям и сделали следующее: совместили учебные планы педагогического колледжа и некоторых специальностей вуза (в частности таких: «Русский язык и литература», «Алтайский язык и литература», «Биология»), и в педколледже ввели курсы, которые в университете читаются на первом году обучения. Там получалось 3 - 4 дисциплины. Таким образом, университет мог брать студентов сразу на 2 - 3 курс, чтобы они не теряли год на первом курсе. Нелля Афанасьевна участвовала в организации учебного процесса и читала в университете, уже на педагогическом факультете, свои курсы».

За годы работы Нелля Афанасьевна Табакаева подготовила более 4 000 специалистов для системы образования Горного Алтая. Под ее руководством был создан современный тип образовательного учреждения. Ей удалось сохранить лучшие традиции и гибко изменить содержание учебно-воспитательного процесса. Нелля Афанасьевна более 15 лет возглавляла Совет директоров средних специальных учебных заведений города и Совет средних педагогических учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай. Внесла большой личный вклад в развитие среднего профессионального образования Республики Алтай.

Нелля Афанасьевна -заслуженный учитель Российской Федерации, Заслуженный работник образования Республики Алтай, отличник народного образования, почетный гражданин Горно-Алтайска, награждена орденом «Таҥ Чолмон», орденом Ломоносова и орденом А.С. Макаренко за выдающиеся заслуги и вклад в развитие просвещения, образования и духовно-нравственного воспитания.

Марина Юрьевна Табакаева - основатель психолого-педагогического факультета ГАГУ.

Марина Юрьевна окончила историко-филологический факультет ГАГПИ по специальности «История и обществоведение» в 1986 году. Свою профессиональную карьеру начинала в школе № 1. Марина Юрьевна защитила диссертацию в 1999 году, и ей было присвоено звание кандидата педагогических наук. А в 2003 году - ученое звание доцента. Марина Юрьевна работала в университете с 1989 по 2004 год. Она создала психолого-педагогический факультет, деканом которого работала до своей смерти. Активно поддерживала сотрудничество с педагогическим колледжем. Марина Юрьевна - автор более 40 статей и книги «История становления и развития всеобщего начального образования в Республике Алтай (19 - начало 20 вв.)».

«Несколько человек мне лично говорили: насколько это важная книга, - отметил Юрий Васильевич. - Она дает понять, каким образом здесь, в Республике Алтай, возникала образовательная система, с чего все начиналось, как она нелегко, оказывается, внедрялась».

Екатерина Витальевна Мищенко - старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы. До 2022 года работала заместителем декана по воспитательной работе ППФ. Руководитель образовательной площадки «Твой друг МАЙЛО» - победителя Всероссийского конкурса молодежных проектов в 2022 году среди образовательных организаций высшего образования. Награждена Почетной грамотой Союза женщин России и Почетной грамотой министерства образования и науки Республики Алтай. Внучка Юрия Васильевича и Нелли Афанасьевны.

Екатерина Витальевна рассказала, как пришла в профессию и какое влияние на её выбор оказала семья.

«С самого детства было две профессии, которыми я восхищалась: врач и учитель. Я собирала лаборатории из подручных средств, лечила все свои игрушки и тех, кто находился дома. Также у меня есть яркое воспоминание, связанное с профессией учителя. Мы тогда жили в «университетском поселке» — это переулок Университетский, где находилось 13 домов семей педагогов. Дети были примерно одного возраста с разницей в 2 - 3 года. Я рассаживала сестру и младших детей во дворе за импровизированные столы и проводила им минимум 3 урока в день. У меня был свой журнал, у каждого были тетради по русскому языку, математике и географии. Мама тогда принесла мне большую географическую карту, а папа сделал доску, принес мел. И я на улице учила этих детей тому, чему нас учили в школе в начальных классах. Это был первый момент, когда я действительно поняла, что мне это нравится, что хочется этим заниматься.

После 9 класса я поступила в педагогический колледж на учителя начальных классов, направление - ИЗО. Здесь я уже полностью погрузилась в профессию. Колледж вообще сыграл большую роль в становлении меня как педагога.

После я поступила в ГАГУ на ППФ, направление «Психология и педагогика». В университете уже стала участвовать в научных школах, конференциях, олимпиадах и т.д. Когда я заканчивала, то, как и у каждого человека, у меня возник вопрос, чем заниматься дальше. Благодаря активной студенческой жизни было много предложений о дальнейшем трудоустройстве. В один момент мне позвонили и предложили работу в самом университете на моем родном факультете. Я приняла это предложение, сначала работала ассистентом кафедры, после - уже старшим преподавателем.

Моя сестра Анастасия также заканчивала педколледж, потом наш университет: бакалавриат на ЭЮФ, а магистратуру - на ППФ. Она тоже могла бы быть прекрасным учителем. Но после длительной практики в школе поняла, что не будет связывать с этим жизнь. Сейчас, увы, профессия педагога не так сильно ценится, как раньше. И хочется надеяться, что отношение к этой профессии изменится».

Екатерина Витальевна поделилась, каково это было: учиться в колледже и университете, когда члены твоей семьи занимают высокие должности.

«Для нас с сестрой это достаточно больная тема. Обычно ведь как считается: детям и родственникам тех, кто занимает высокие должности, везде открыта дорога. Но у нас такого не было. Наоборот: ответственность была в 3 - 4 раза больше, чем у других студентов. Кто-то получил 2 или 3 - и вроде ничего. А когда ты получаешь – скажут: «Ага, а в семье-то недоглядели». Чувствовалось постоянное напряжение. Для нас сбежать с пары или не выполнить домашнее задание было подобно катастрофе. Мы готовились к занятиям на 100%, потому что в первую очередь это - твое лицо и лицо твоей семьи. Были постоянные мысли, что ты должен сделать все хорошо, что ты не имеешь права на ошибку. Хотя сейчас, с позиции нынешнего времени, я понимаю: как ребенок, как студент я имела право на ошибку, на неудачи и переживания.

Мы с сестрой всегда гордились своей семье. Видели, как бабушка с дедушкой и мама добивались своих успехов, как они пришли к этой профессии, насколько это было сложно и тяжело. Это все давалось большим трудом и слезами, и мы видели, как они переживают.

Пожалуй, для нас самым тяжелым была невозможность на протяжении студенческой жизни показать, что это - наша семья, что мы ей гордимся. Это пришло только через достаточно большое количество времени. Мы вообще старались не говорить, что Юрий Васильевич и Нелля Афанасьевна - наши родственники. У нас это не оглашалось».

Екатерина Витальевна, опираясь на свой опыт, рассказала, насколько влияет семья на будущий выбор ребенка.

«Я считаю, все зависит даже не от того, какой родители занимаются деятельностью, а от их человеческих качеств. Да, некоторые родители пытаются реализовать в ребенке то, что не реализовали когда-то сами. Кто-то принципиально выбирает за ребенка его профессию. У нас такого не было. Нам сказали: самое главное - закончите педагогический колледж, а дальше идите, куда захотите. Мы с сестрой понимали: даже если мы не станем учителями и не пойдем в эту профессию, педагогический колледж даст очень много в плане личностного и нравственного становления, он формирует тебя как будущего родителя.

Родители играют главную роль в том, чтобы заложить определенные качества и любовь к чему-то. А потом уже при выборе профессии грамотный родитель направит ребенка и поддержит его выбор. Вот и все. Семья, с одной стороны, играет большую роль в выборе профессии, а с другой - ты все же как взрослый человек можешь выбрать сам. Я могу точно сказать, что благодарна моим родителям за то, что они для меня открыли профессию учителя такой, какой она должна быть. Мама развивала во мне творческие способности, музыкальность, чувство вкуса. Она была очень мудрой женщиной и примером. Кстати, Марина Юрьевна была одним из инициаторов создания преподавательской команды КВН в вузе, и я с удовольствием ходила на их репетиции и выступления. А позже я уже сама создала свою команду. Для педагога важно быть творческим. И поэтому со студенчества мне нравилось выступать в концертных программах и участвовать в конкурсах, в том числе международных, где становилась победителем. Что касается Юрия Васильевича и Нелли Афанасьевны, то они для меня пример порядочности и ответственности, людей слова и дела, трудолюбия, пример полной самоотдачи любимому делу, любви к семье и умения дружить по-настоящему. Именно эти качества они всегда воспитывали и в нас с сестрой, и сейчас это помогает нам в жизни и профессии».

Материал подготовила Ищук Ирина.


Просмотров: 1342